Когда мы были молодые

Когда-то, для иных давным-давно, для других это были лишь быстротекущие дни прекрасной жизни на земле. Это было тогда, когда в городах не неслись дикие стада иномарок, а мирно проплывали отдельные «Москвичи» и «Волги». О «Жигулях» не было и помина. Никто не боялся переходить улицы, а по загородным дорогам один автомобиль пробегал, когда предыдущий давно скрылся за горизонтом. Такие были времена, хотя и было это не более 50 лет назад, по меньшей мере тогда, когда мы уже были.

Вот тогда-то и появились на участке дороги Мыски-Новокузнецк, в районе села Безруково группы озорных молодых людей. Деревянные 2-х этажные бараки строителей Томусинской ГРЭС уже существовали несколько лет, а каменно-кирпичные дома еще только строились на безмерно грязном болотистом участке с восточней стороны станции. Шёл 1961 год.

12 августа на правый берег Томи с бревенчатого плота высадились 12 первых разведчиков – молодых специалистов со всех концов страны и студентов СМИ в поисках нужного места: чтобы была тайга – раз, чтобы были крутые склоны – два, чтобы было доступно нам, но не очень доступно прочим гражданам. Ну, и, конечно, нужна была электроэнергия!

Вот такое место мы и нашли напротив села Безруково рядом с недавно запущенным спортивным лагерем СМИ, который и стал временным пристанищем тех, кто осуществлял эту безумную затею.

«Куда же идем мы?
И что же нас гонит?»

Железная дорога Новокузнецк-Абакан уже была сдана во временную эксплуатацию, но по ней шли только грузовые поезда на паровозной тяге. Электротяги еще не существовало, до пуска Красноярской ГЭС оставалось несколько лет.
Чтобы вернуться в город к трудам праведным после выходного дня, мы, как партизаны залегали в кювете дороги, а на обочину высылали самую хрупкую и беззащитную девушку с протянутой рукой. В ночи грузовик притормаживал, залёгшие «в окопах» стремительно высыпали на дорогу и до отказа загружали кузов. И уже выгнать нас оттуда можно было разве под угрозой расстрела. Поматерившись всласть, водитель мирился с судьбой и доставлял нас в город, для компании забрав пару наших девочек в кабину. Изредка «везло» с автобусом.

Какая-то неведомая сила толкала нас порой в лютую непогоду вдаль от города! От дороги еще нужно было пройти около 4 километров до реки, потом форсировать ее на подручных средствах (салики, плотики), ничего надувного тогда не было в помине! Только позже появилась лодка, названная «ШТАНДОХА БЗДЫНЬ», в которой мы на грани переворота (набита битком) на шестах «комфортно» перебирались через реку, порой расталкивая шугу и льдины. А это, учитывая две протоки с переходом через остров, составляло 600-700 метров. Затем подъем в гору метров 100. Там и был наш предмет, наша цель! В начале было человек 15.

Мы начали строить первую в Кузбассе, да, пожалуй, и во всей Сибири самодеятельную горнолыжную трассу. Должно было быть все, как положено, спуск на крутом склоне, линия подъемника, зимняя «хижина» для «сугрева» и ночлега и, конечно же, линия электропередач! А линия-то не простая, ибо надо было преодолеть те самые 600-700 метров на ту сторону Томь-реки, где «для нас специально» недавно ввели в эксплуатацию ТУ ГРЭС мощностью 1200 мегаватт.

А уже через 3 месяца на теперь уже заснеженном склоне стояла рубленная бревенчатая изба, что стала называться позднее «Верхняя», хотя было и другое название (об этом отдельная песня), куда не без труда вмещалось человек 30, хотя желающих было не менее 60-ти. Слева от хижины проступала широкой лентой трасса спуска. Справа по прямой узкой просеке на гору взбегала линия подъёмника. А прямо к западу через ручьи, болота и луга белой полоской просматривалась линия электропередач до ближайшей подстанции.
5 ДЕКАБРЯ 1961 г. МЫ ПРАЗДНОВАЛИ НОВОСЕЛЬЕ!

И вот минуло 50 лет! А мы еще не все вымерли, и торжество в большом уютном зале студенческой столовой СибГИУ (бывший СМИ) в честь юбилея собралось около 150 человек, большинство из которых училось в главном ВУЗе города. И уже четвертое поколение на маминых руках присутствовало на этом празднике. Песни, танцы, выступления отдельных коллективов по приютам и хижинам, слайд-фильмы, сотни фотографий на стендах и экране, кинофильмы о путешествиях и походах демонстрировались на кино- и телеэкранах в разных концах большого зала. Расставаться никак не хотелось. Но завтра нас ждал чистейший снег правобережья, острые пики вечнозеленой тайги и такое тепло милых сердцу хижин. И хотя лица наши и тела не столь прекрасны, как пятьдесят лет назад, тем не менее мы все те же, как сказал поэт «…на черты когда-то дорогие легло позднейшее письмо, да не в один, а в несколько слоёв!»

На другой день теперь уже от всех коллективных приютов прибыли на место событий более 100 человек. Еще вчера этот большой коллектив искренне-весело, с большим волнением и энтузиазмом праздновал памятную дату в светлом красиво убранном банкетном зале. Здесь же ветераны, большинству из которых уже за 70, вспоминали былое, как строили, как катались, как дружили и любили. Здесь у многих практически прошла большая часть жизни. Мы собрались, как давние и близкие друзья и родственные души. Не зависть к молодым и красивым, а простая, откровенная радость от того, что вот так много нас еще живет, и мы свободно и искренне, как 30-50 лет назад, общаемся между собой!

С ЮБИЛЕЕМ, ДРУЗЬЯ!

Куликовских А.Е. 28 декабря 2011 г.

This entry was posted in Избачи об Избе, Летопись. Bookmark the permalink.

4 Responses to Когда мы были молодые

  1. Отлично! Всех с Новым годом! Так держать еще долгие годы.

  2. владислав says:

    Очень хорошее воспоминание. Ностальгия прямо за душу берет. Спасибо Альберт

  3. Татьяна says:

    Спасибо за теплые воспоминания. Дай вам Бог всем здоровья и долгих лет жизни! Спасибо за “ИЗБУ”, за наше детство, которое прошло, как в сказке. Говорят, что в детство нет дороги… Но до сих пор, приезжая сюда, я чувствую себя ребенком.

  4. Светлана Дорожко says:

    Очень интересно было прочитать историю)))

Ответить на Татьяна Отмена ответа

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>